Фестиваль успешных образовательных практик 2020

          В рамках реализации дорожной карты приоритетных направлений развития МСО г. Красноярска и ФГОС ДО, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 283 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» представляет опыт работы  в направлении  Достижение образовательных результатов: решение  вопросов экономического образования как эффективный путь формирования ключевых социально-нормативных возрасных характеристик достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования. 


Театрализация и развитие основ финансовой культуры детей дошкольного возраста

Состав творческой группы:

Казакова Ольга Валерьевна, заместитель заведующего по УВР

Жалнина Оксана Юрьевна, педагог-психолог

Сокол Марина Анатольевна,  старший воспитатель

 

 

          Успешность взрослого человека часто ассоциируется с финансовым благополучием и самореализацией. Основы такой успешности могут и должны быть заложены в дошкольном детстве. Ведь дошкольный возраст является самым продуктивным для формирования таких индивидуально-психологических особенностей личности как ответственность, бережливость, целеустремленность.

      Финансовый мини-спектакль – особое сказочное представление, которое раскрывает для ребенка удивительный мир финансов, знакомит с экономическими понятиями и терминами.

         А на примере героев спектаклей юные актеры и зрители учатся давать оценку ситуации, формируют собственные ценностные ориентиры.

 

 

        Наша цель - формирование у детей образа мышления, способствующего наиболее полной самореализации в современном мире. В основе подхода - "Модель 4К" : компетентностый подход в развитии коммуникации, креативности, кооперации (умения работать в команде) и критическго мышления ребенка. 

 

         Образоватеьные результаты, которые мы видим уже сегодня:  эпизоды сказочных постановок фиксируются в сознании ребенка и помогают формировать жизненные ценности, способ мышления, а также учат различать важнейшие нравственные категории.

 

          Искусство театра занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте именно потому, что объединяет в себе деятельность и творчество, предполагает глубокую эмоциональную вовлеченность участников процесса, имеющих разные интересы, потребности и возможности.

          Благодаря этому театрализованаяю деятельность в практике нашего детского сада можно смело назвать неотъемлемой частью развивающего, личностно-ориентированного образования.

 

1-й этап «Театр начинается со сказки»

          Традиционно, знакомство ребенка с миром моральных и нравственных ценностей человека начинается со сказок. В обучении основам финансовой культуры тоже имеет место применение обучающих сказок и историй.

       Чтение художественной литературы – неотъемлемая форма развития воображения, фантазии детей, ассоциативное мышление. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, представлять себя в той или иной ситуации и находить свой уникальный способ выхода из нее.

 

2-й этап «Поиграем в сказку?»

          Рождение творчества требует вдохновения. И вдохновителя! Именно вдохновить детей на проживание услышанной сказки в сюжетно-ролевой игре – задача этого этапа. Пофантазировать вместе, какие события предшествовали услышанному, а какие будут являться следствием, то есть свершатся позже… «Примерить на себя» характеры героев сказки, обсудить способы «превращения» в героев с целью понять их лучше, изнутри.

          Цель этого этапа – пробудить более глубокий интерес детей к личностям персонажей. Важной задачей взрослого является демонстрация безоценочного непредвзятого отношения ко всем героям, интереса к их словам, поступкам, переживаниям. Проявляя внимание, интерес и доброжелательность к персонажам сказки, взрослый вносит предложение «оживить» их в свободной игре.

 

3-й этап «Театрализованная игра»

          Такая игра очень близка к сюжетно-ролевой, имеет ту же структуру: замысел, сюжет, содержание, игровые правила. Зная сюжет сказки дети самостоятельно или с участием взрослого, творчески реализуют его в игре. В отличии от репетиций традиционных театрализованных постановок и этюдов, в игре дети самостоятельно выбирают средства театральной выразительности, варьируют свое поведение, выстраивают ролевое взаимодействие.

          На этом же этапе на первый план выступает внутренний комфорт ребенка, раскованность, желание и возможность импровизировать, создавать свой художественный образ персонажа, отсутствие внешней оценки – и все эти условия возможны именно в игре. Задача взрослых (воспитателей и родителей) – создание максимально благоприятных условий для реализации сюжетно-ролевой игры по мотивам услышанной сказки.

 

4-й этап «Чудесное превращение игры»

          Наблюдая за детской игрой, взрослый отмечает результаты реализации сюжета сказки: распределение ролей, передачу характеров, варианты изменения или творческой интерпретации детьми сюжета сказки, удачные фразы, шутки, варианты использования костюмов и атрибутов.

          И вносит предложение показать сказку другим детям – превратить игру в спектакль. Важным моментом этого этапа является «бережное» отношение к проявлениям детского творчества и оказания организационной помощи детям при подготовке театрализованной постановки.

          Общение взрослого с детьми на этом этапе носит деятельностный характер и решает практические, организационные задачи. Дети под руководством взрослого планируют, распределяют обязанности, готовят атрибуты, репетируют роли.

 

5-й этап «Театр открывает двери»

         Волнительный момент представления спектакля зрителям: сверстникам и взрослым (родителям). Заключительный этап работы со сказкой.

          Имеет важное значение в формировании и закреплении таких качеств как артистизм, раскованность, преодоление застенчивости и повышение уверенности в себе. Этот этап создает ситуацию успеха для детей, положительно закрепляет их стремление к творческой самореализации, что безусловно является важной составляющей развития креативности.

 

Подробнее и красочнее о реализации всех этапов описанного направления деятельности расскажет видеосюжет Театрализация и развитие основ финансовой культуры.

 

Культура обращения с деньгами – часть общей культуры человека. Детям предстоит открыть для себя, осознать и освоить мир финансов. В этом залог их финансового благополучия. Помочь им в этом – наша задача!